Проблема 3. Стереотипы
Лет 40 назад на смену описания аудитории по соцдему пришли портреты. То есть маркер «20−40 лет, доход выше среднего» превратился в самый настоящий портрет.
«Это Ваня. Ему под 30, он дизайнер, и в принципе доволен жизнью. У него есть семья, на выходных он играет в футбол, а по вечерам любит играть в танки».
Вместо вымышленного диапазона человеческой сущности появился псевдореальный человек, которого можно представить. Возможно, перед глазами даже видна его картина жизни.
В принципе, как раз для этого такие портреты и существуют — вызывать эмпатию. Люди, которые проектируют интерфейс, рисуют дизайн, пишут текст — в идеале должны лучше чувствовать такого человека.
Но и этот способ описания аудитории опасен. Условный дизайнер Ваня существует только в нашей голове. Он оторван от реальной жизни, но, глядя на Ваню, мы накидываем на него наши стереотипы. Ведь наверняка вы представили Ваню как человека, похожего на знакомого дизайнера?
Ну и главный вопрос к такому портрету: чего хочет Ваня и почему?
Как быть? Не поддаваться на подсказки своего мозга, который хочет пойти легким путем и сразу признать, что все сисадмины носят свитеры, бухгалтеры — обязательны женщины за 40 в толстых очках, а дальнобойщики — потные мужчины с огромным животом. Все люди жутко разные.