Когда? Что? Ради чего?
Нам нравится концепция Jobs to Be Done, которую обычно используют в продуктовой разработке. Эта теория описывает поведение и желания пользователей с такой точки зрения: у пользователя просто есть задача, которую надо выполнить, и он ищет лучший продукт, который поможет ему в этом.
Заменяем «задачу» на «информационную потребность», а продукт — на «коммуникацию/текст/статью», и получаем адаптацию к контенту и PR. Всю теорию работ можно свести к тому, что человеку не нужен сам текст/статья, а знания и эмоции из нее.
Вся прелесть JTBD в том, что она учитывает и контекст пользователя, и желание, цель..
Вот как это выглядит в продуктах:
- (Когда я занимаюсь спортом и слушаю музыку) + (я хочу избавиться от наушников) + (чтобы ничего не ограничивало моих движений). Сразу становится понятно, что нужно нужно избавляться от проводов. Вроде бы все логично и просто. А теперь добавим другой пример.
- (Когда я занимаюсь спортом) + (я хочу слышать только музыку) + (чтобы полностью абстрагироваться от мира). Контекст похож, желания разные, цели разные. Вероятно, этот человек будет больше обращаться внимание на шумодав в наушниках.
Примеры довольно топорные, но показывают суть JTBD.
Теперь попробуем теорию применительно к текстам. Возьмем общую тему — предположим, будем писать текст про смеситель.
- (Когда у меня протекает кран) + (я хочу узнать пошаговые действия на видео) + (чтобы быстрее устранить течь)
- (Когда я планирую ремонт на кухне) + (я хочу понять, по каким критериям выбирать смеситель и на что нужно обратить внимание) + (чтобы не остаться в дураках)
Разные контексты, разные желания, разные цели. И, соответственно, для каждого из этих людей нужны разные продукты. В первом случае лучше подойдет понятная видеоинструкция, а во втором — объяснение свойств на примерах.
Такой подход помогает глубже изучить аудиторию. Вот любимые вопросы наших редакторов, которые они задают клиентам об аудитории:
- А что этот человек вообще знает про продукт?
- В каком контексте он живет? Как построена его работа?
- А чего боится, о чем переживает? Что его бесит?
- А какая мотивация у этого человека и еще с пару десятков подобных вопросов.
Итог: если хотите глубже изучить свою аудиторию, точнее выстраивать коммуникации и попадать в информационные ожидания, узнавайте, в каком контексте они живут, чего они хотят и, главное, к чему они стремятся.