Как правильно составлять портреты аудитории
Мы уже рассказывали, почему портрет целевой аудитории составлять сложно и почему мы все склонны уходить в обтекаемые формулировки вроде «20−45, активный образ жизни». Ничего ужасного в таком определении формулировки нет, но и полезного — тоже.

В «Хорошей истории» мы составляем портреты аудитории по-другому — выясняем рациональные потребности и рисуем психологические образы. Расскажем о каждом методе подробнее.
Когда? Что? Ради чего?

Нам нравится концепция Jobs to Be Done, которую обычно используют в продуктовой разработке. Эта теория описывает поведение и желания пользователей с такой точки зрения: у пользователя просто есть задача, которую надо выполнить, и он ищет лучший продукт, который поможет ему в этом.

Заменяем «задачу» на «информационную потребность», а продукт — на «коммуникацию/текст/статью», и получаем адаптацию к контенту и PR. Всю теорию работ можно свести к тому, что человеку не нужен сам текст/статья, а знания и эмоции из нее.

Вся прелесть JTBD в том, что она учитывает и контекст пользователя, и желание, цель..

Вот как это выглядит в продуктах:



  • (Когда я занимаюсь спортом и слушаю музыку) + (я хочу избавиться от наушников) + (чтобы ничего не ограничивало моих движений). Сразу становится понятно, что нужно нужно избавляться от проводов. Вроде бы все логично и просто. А теперь добавим другой пример.

  • (Когда я занимаюсь спортом) + (я хочу слышать только музыку) + (чтобы полностью абстрагироваться от мира). Контекст похож, желания разные, цели разные. Вероятно, этот человек будет больше обращаться внимание на шумодав в наушниках.

Примеры довольно топорные, но показывают суть JTBD.

Теперь попробуем теорию применительно к текстам. Возьмем общую тему — предположим, будем писать текст про смеситель.

  • (Когда у меня протекает кран) + (я хочу узнать пошаговые действия на видео) + (чтобы быстрее устранить течь)

  • (Когда я планирую ремонт на кухне) + (я хочу понять, по каким критериям выбирать смеситель и на что нужно обратить внимание) + (чтобы не остаться в дураках)

    Разные контексты, разные желания, разные цели. И, соответственно, для каждого из этих людей нужны разные продукты. В первом случае лучше подойдет понятная видеоинструкция, а во втором — объяснение свойств на примерах.

    Такой подход помогает глубже изучить аудиторию. Вот любимые вопросы наших редакторов, которые они задают клиентам об аудитории:

    • А что этот человек вообще знает про продукт?
    • В каком контексте он живет? Как построена его работа?
    • А чего боится, о чем переживает? Что его бесит?
    • А какая мотивация у этого человека и еще с пару десятков подобных вопросов.

    Итог: если хотите глубже изучить свою аудиторию, точнее выстраивать коммуникации и попадать в информационные ожидания, узнавайте, в каком контексте они живут, чего они хотят и, главное, к чему они стремятся.


    Зачем?

    Теория JTBD всем хороша. Кроме одного — она уж слишком опирается на рациональные мотивы людей. А человек, особенно в стадии «потенциальный клиент» — может оказаться довольно иррациональным. Чтобы нивелировать этот фактор, мы составляем еще и психологические образы, которые кроме желаний в данный момент времени также учитывают более устойчивые сущности — ценности, убеждения, ведущие эмоции и мотивации к покупке.

    Как будут меняться ваши креативы и посылы для клиентов, для которых главный страх — стать бессильным, а главная ценность — власть? А для тех, кто кому важнее всего семья? А для тех, кто вообще не любит принимать решения?

    У нас довольно простая логика. В маркетинге цифры отвечают на вопрос «куда». Портреты аудитории по JTBD — «ради чего». В такой системе психологические образы помогают понять «почему».

    Вот что учитывают психологические образы:

    • жизненные ценности;

    • убеждения;

    • ведущие эмоции;

    • сценарии поиска, выбора и покупки;

    • мотивации, активаторы и триггеры к покупке;

    • стратегии принятия решения и многое другое. Всего таких критериев 50.

    Весь смак в том, что позиционирование, УТП и рекламные креативы воспринимаются и принимаются аудиторией, потому что они близки по духу.

    Дополнить аудиторию психологическим образом дешевле, чем внедрять сквозную аналитику, покупать рыночные исследования и проводить фокус-группы. Особенно это помогает при краткосрочных задачах.
    Небольшой, но важный момент

    Никакой массив данных, никакие исследования, никакие теории не помогут, если аудитория в итоге будет придумана в голове. Мысленные эксперименты и умозаключения формируют понятное, близкое и простое представление об аудитории, но от того оно и неверное. Задать несколько вопросов текущим клиентам и послушать записи разговоров в отделе продаж гораздо полезнее, чем разложить все по полочкам.

    Главное

    • описывать аудиторию только по соцдему мало, потому что мы слишком подвержены когнитивным искажениям и стереотипам;

    • глубже понять информационные ожидания помогает теория JTBD;

    • быть с клиентом на одной волне помогают психологические образы;

    • важно не придумать аудиторию, а снимать инсайты с тех людей, с которыми вы уже контактировали.


    Поможем определить и найти аудиторию
    Ваше имя
    Ваш email
    Ваш телефон
    Краткое описание задачи
    Телефон
    8 800 201 34 53
    E-mail
    slovo@gstory.ru
    Адрес
    Казань, ул. М. Салимжанова,
    9к2 оф. 513
    Бесплатный аудит вашего продвижения
    © 2017—2020 КБ «Хорошая история»
    Made on
    Tilda